starter avtomobilya chastye neispravnosti i remont 1
starter avtomobilya chastye neispravnosti i remont 1

Стартер автомобиля: частые неисправности и ремонт

Стартер автомобиля — это ключевой элемент пусковой системы двигателя, который отвечает за его запуск при вращении коленчатого вала. Несмотря на кажущуюся простоту, устройство и эксплуатация стартера связаны с рядом технических проблем, приводящих к его поломкам. В данной статье рассмотрим частые неисправности стартера автомобиля, причины их возникновения, методы диагностики и рекомендации по самостоятельному ремонту и профилактическому обслуживанию.

Назначение и конструктивные особенности стартера

starter avtomobilya chastye neispravnosti i remont 2

Функция стартера заключается в обеспечении начального вращения двигателя автомобиля до тех пор, пока система зажигания и топливоподачи не начнёт работу в нормальном режиме. Конструктивно стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, вала с ведущей шестернёй (бендиксом), электромагнитного тягового реле и корпуса. При подаче напряжения на обмотки электродвигателя вал стартера вращается, приводя в движение маховик двигателя.

Основные узлы стартера:

  • Электродвигатель постоянного тока;
  • Ведущая шестерня (бендикс);
  • Тяговое реле (соленоид);
  • Корпус и щеточный узел;
  • Подшипниковые опоры;
  • Клеммы и электрическая проводка для подачи напряжения.

starter avtomobilya chastye neispravnosti i remont 3

Частые неисправности стартера автомобиля

Стартер, как активный элемент электрической цепи, подвержен износу и различным механическим и электрическим повреждениям. К основным неисправностям относятся:

1. Слабое или отсутствие вращения вала стартера

Такая проблема проявляется в виде слабого звука или полного отсутствия звука при запуске двигателя. Причинами могут служить разряженный аккумулятор, плохие контакты в электрической цепи, неисправное тяговое реле, износ щёток или обмоток двигателя стартера.

2. Клиновидный или скрежущий звук при запуске

Часто возникает из-за износа или повреждения бендикса, который не полностью входит в зацепление с маховиком. Также возможна проблема с зубьями маховика или неправильной регулировкой привода.

3. Стартер щёлкает, но не крутит

Характерная неисправность, связанная с выходом из строя тягового реле или плохим контактом питания. Подача тока имеется, но силового замыкания для вращения нет.

4. Перегрев стартера

Возникает в случае частых попыток запуска двигателя, проблем с пуском или короткого замыкания внутренних обмоток. Перегрев ведет к повреждению изоляции и снижению срока службы устройства.

5. Постоянное вращение вала стартера после запуска двигателя

Связано с залипанием тягового реле, неисправностью выключателя стартера или механическим заеданием бендикса. Это состояние приводит к быстрому износу зубьев и самого стартера.

Причины поломок стартера автомобиля

Основные причины поломок условно делятся на электрические и механические.

Электрические причины:

  • Пониженное или отсутствующее напряжение аккумулятора;
  • Коррозия и окисление контактов клемм и проводки;
  • Неисправность тягового реле — залипание, обрыв обмоток;
  • Износ щёток и коллектора электродвигателя;
  • Перегрузка обмоток из-за неправильной эксплуатации или короткого замыкания.

Механические причины:

  • Износ зубьев бендикса или маховика;
  • Поломка или износ подшипников;
  • Заклинивание вала электродвигателя или механический износ втулок;
  • Нарушение системы крепления и фиксации стартера;
  • Неграмотная регулировка и неправильная установка стартера.

Методы диагностики неисправностей стартера

Диагностика стартера включает комплекс проверок электрических и механических характеристик. Раннее выявление дефектов позволяет провести ремонт своими руками и избежать дорогостоящей замены.

1. Проверка аккумулятора и контактов

Перед диагностикой стартера необходимо убедиться в исправности аккумуляторной батареи и хорошем состоянии клемм. Снижение напряжения или плохой контакт приведут к неправильной работе стартера. Используйте мультиметр для измерения напряжения и проводимости.

2. Проверка тягового реле

Тяговое реле отвечает за замыкание силовой цепи на стартер и выдвижение шестерни. Брак обмоток или механические заедания проверяются путём подачи напряжения на реле с отдельного источника или с помощью тестера.

3. Диагностика щёток и коллектора

Износ щёток приводит к недостаточному контакту и слабой работе электродвигателя. Визуальный осмотр и измерение сопротивления обмоток покажут степенью изношенности и наличие повреждений.

4. Проверка бендикса и маховика

Для проверки механического зацепления демонтируют стартер и осматривают зубья ведущей шестерни и маховика. Имеются ли сколы или износ — влияет на качество запуска двигателя.

5. Проверка подшипников и вала электродвигателя

Проверка на свободу вращения вала и отсутствие люфтов подшипников важна для обеспечения нормальной работы стартера. Заклинивания и деформации выявляются визуально и тактильно.

Ремонт стартера своими руками: пошаговые рекомендации

Самостоятельный ремонт стартера возможен при наличии базовых инструментов и минимальных навыков электромеханика. Важно соблюдать технику безопасности и тщательно проводить диагностику до ремонта.

Подготовительный этап

Перед началом ремонта отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и повреждения электросистемы. Пометьте и запишите расположение всех проводов и крепёжных элементов для последующей сборки.

Процедура ремонта

  1. Снимите стартер с автомобиля согласно руководству по эксплуатации.
  2. Разберите корпус стартера, отсоедините тяговое реле и снимите крышки.
  3. Проведите очистку всех деталей от грязи и окислов с использованием специальных средств.
  4. Проверьте состояние щёток, при необходимости замените их на новые.
  5. Осмотрите коллектор на наличие задиров и повреждений, при мелких дефектах аккуратно зачистите поверхность абразивной бумагой.
  6. Проверьте обмотки якоря и статора на разрыв и короткое замыкание с помощью мультиметра.
  7. Проверьте работу тягового реле, очистите контакты или замените реле при неисправности.
  8. Осмотрите и смажьте подшипники, свободно вращайте вал электродвигателя.
  9. Проверьте механизм бендикса на износ зубьев и легкость выдвижения шестерни, замените при необходимости.
  10. Соберите стартер и проведите тестирование вращения якоря под подачей напряжения.
  11. Установите стартер на автомобиль и проведите пробный запуск двигателя.

Профилактика неисправностей стартера

Для продления срока службы стартера рекомендовано соблюдать несколько простых правил эксплуатации и профилактического обслуживания:

Регулярная проверка аккумулятора

Поддерживайте заряд аккумулятора и следите за состоянием клемм, чтобы обеспечить стабильное питание стартера.

Чистота и защита электрических контактов

Регулярно осматривайте и очищайте клеммы стартера от коррозии и грязи, обеспечивая надежный контакт и отсутствие сопротивления в цепи.

Избегание частых повторных запусков

Чрезмерное использование стартера в короткие промежутки времени приводит к перегреву и ускоренному износу обмоток и щёток.

Технический осмотр стартера

Каждые 30-50 тысяч километров пробега рекомендуется проводить плановую проверку состояния узлов и своевременную замену изношенных деталей.

Сравнительная таблица основных неисправностей и способов ремонта стартера

Неисправность Причина Симптомы Рекомендации по ремонту
Стартер не вращается Севший аккумулятор, плохие контакты Отсутствие звуков запуска Зарядить аккумулятор, очистить клеммы
Щёлкает, но не крутит Неисправность тягового реле Щелчок при включении, отсутствие вращения Проверка и замена реле
Скрежет при запуске Износ зубьев бендикса или маховика Громкий скрежущий звук Замена бендикса или маховика
Перегрев стартера Частые запуски, короткое замыкание Запах горелой изоляции, остановка работы Диагностика обмоток, восстановление изоляции
Постоянное вращение Залипание тягового реле или бендикса Стартер работает после запуска двигателя Очистка и замена реле, проверка механизма

Заключение

Понимание частых неисправностей стартера автомобиля, особенностей его конструкции и причин поломок позволяет вовремя диагностировать и устранять проблемы, что существенно продлевает срок службы данного узла. Ремонт своими руками при наличии инструментов и знаний — эффективный способ сохранить работоспособность стартера и избежать дорогостоящего сервисного обслуживания. Регулярная профилактика и своевременный осмотр — залог надёжного запуска двигателя и безопасности вождения.